
Записи с темой: тацит (5)
В 166 главе "Деяний римлян" даётся описание и моральное толкование правил средневековой вариации
шахмат.
Одна из решаемых анонимным автором проблем — почему женщина (королева) участвует в сражении. Из этой
проблемы он находчиво выпутывается, ссылаясь на нравы народов, в которых женщины сопровождают мужчин
на войну. В качестве примера такого народа он приводит татар, но и Тацит пишет подобное о германцах
(De moribus et situ Germanorum, 7-8). В связи с тем, что далее королева уподобляется Богородице,
можно также вспомнить кондак "Взбранной воеводе", приписывающий Марии чин предводительницы
ангельского воинства.
Так как в описываемой вариации шахмат королева ещё довольно слабая фигура, которая вдобавок
автоматически рубится, если отходит далеко от короля, то такого объяснения оказывается достаточно.
Перед лицом же современных шахмат, где королева по уровню могущества стала откровенной Action Girl,
его объясняющая сила несколько меркнет, и приходится искать опору в иных культурных артефактах
наподобие фильма "Действуй, Маня!"
шахмат.
Одна из решаемых анонимным автором проблем — почему женщина (королева) участвует в сражении. Из этой
проблемы он находчиво выпутывается, ссылаясь на нравы народов, в которых женщины сопровождают мужчин
на войну. В качестве примера такого народа он приводит татар, но и Тацит пишет подобное о германцах
(De moribus et situ Germanorum, 7-8). В связи с тем, что далее королева уподобляется Богородице,
можно также вспомнить кондак "Взбранной воеводе", приписывающий Марии чин предводительницы
ангельского воинства.
Так как в описываемой вариации шахмат королева ещё довольно слабая фигура, которая вдобавок
автоматически рубится, если отходит далеко от короля, то такого объяснения оказывается достаточно.
Перед лицом же современных шахмат, где королева по уровню могущества стала откровенной Action Girl,
его объясняющая сила несколько меркнет, и приходится искать опору в иных культурных артефактах
наподобие фильма "Действуй, Маня!"
Поучительна история смерти императора Тиберия, изложенная
Тацитом в 50 главе 6 книги "Анналов". Тиберий вёл распутный
образ жизни, но презирал медицину, и всё было хорошо, пока
придворный врач Харикл не пощупал ему невзначай пульс во
время приветствия. Пульс показался ему чрезвычайно слабым, и
он предрёк, что Тиберию осталось жить не больше пары дней, и
так и вышло.
Это говорит о том, что здоровый человек может стать больным
просто в результате измерения, так как измерение это
деструктивная процедура, действие которой не ограничивается
простым описанием действительности.
Тацитом в 50 главе 6 книги "Анналов". Тиберий вёл распутный
образ жизни, но презирал медицину, и всё было хорошо, пока
придворный врач Харикл не пощупал ему невзначай пульс во
время приветствия. Пульс показался ему чрезвычайно слабым, и
он предрёк, что Тиберию осталось жить не больше пары дней, и
так и вышло.
Это говорит о том, что здоровый человек может стать больным
просто в результате измерения, так как измерение это
деструктивная процедура, действие которой не ограничивается
простым описанием действительности.
Комментарии (2)
Забавна настырная и мелочная обеспокоенность, с какой в
Древнем Риме следили за тем, чтобы человек, присуждённый к
изгнанию, действительно испытывал страдания в ссылке.
Например, в одном из писем Плиния Младшего Траяну (X.57)
отправитель письма предлагает наказать человека, который,
получив прощение во время нахождения в ссылке, не
воспользовался им, показав тем самым презрение к постигшей
его каре. Другой пример — в 3 главе 6 книги "Анналов"
Тацита. Узнав, что изгнанник собирается приятно проводить
время на острове Лесбос, его вернули в Рим и держали там под
арестом в домах чиновников.
Интересно, в какую этическую систему лучше всего вписывается
такой подход к наказанию? Вероятно, в этику добродетели:
если высшая ценность счастье, то при наказании важно, чтобы
оно несло с собой несчастье.
Древнем Риме следили за тем, чтобы человек, присуждённый к
изгнанию, действительно испытывал страдания в ссылке.
Например, в одном из писем Плиния Младшего Траяну (X.57)
отправитель письма предлагает наказать человека, который,
получив прощение во время нахождения в ссылке, не
воспользовался им, показав тем самым презрение к постигшей
его каре. Другой пример — в 3 главе 6 книги "Анналов"
Тацита. Узнав, что изгнанник собирается приятно проводить
время на острове Лесбос, его вернули в Рим и держали там под
арестом в домах чиновников.
Интересно, в какую этическую систему лучше всего вписывается
такой подход к наказанию? Вероятно, в этику добродетели:
если высшая ценность счастье, то при наказании важно, чтобы
оно несло с собой несчастье.
В 22 главе 4 книги "Анналов" Тацита находим одно из ранних
описаний дефенестрации:
Тогда же претор Плавтий Сильван по невыясненным причинам
выбросил из окна жену Апронию и, доставленный тестем Луцием
Апронием Цезарю, принялся сбивчиво объяснять, что он крепко
спал и ничего не видел и что его жена умертвила себя по
своей воле. Тиберий немедленно отправился к нему в дом и
осмотрел спальню, в которой сохранялись следы борьбы,
показывавшие, что Апрония была сброшена вниз насильственно.
Этот Сильван в итоге приказал рабам вскрыть ему вены, но он
мог бы на процессе прибегнуть к изысканной тактике
автоматизма, т. е. заявить, что выкинул жену из окна, будучи
спящим. Например, именно так сделала британка Эстер Григгс,
которая в 1858 году выкинула из окна своего ребёнка.
Ещё более раннее описание дефенестрации есть в 4 книге
Царств (9:33), где из окна выкидывают нечестивую царицу
Иезавель.
описаний дефенестрации:
Тогда же претор Плавтий Сильван по невыясненным причинам
выбросил из окна жену Апронию и, доставленный тестем Луцием
Апронием Цезарю, принялся сбивчиво объяснять, что он крепко
спал и ничего не видел и что его жена умертвила себя по
своей воле. Тиберий немедленно отправился к нему в дом и
осмотрел спальню, в которой сохранялись следы борьбы,
показывавшие, что Апрония была сброшена вниз насильственно.
Этот Сильван в итоге приказал рабам вскрыть ему вены, но он
мог бы на процессе прибегнуть к изысканной тактике
автоматизма, т. е. заявить, что выкинул жену из окна, будучи
спящим. Например, именно так сделала британка Эстер Григгс,
которая в 1858 году выкинула из окна своего ребёнка.
Ещё более раннее описание дефенестрации есть в 4 книге
Царств (9:33), где из окна выкидывают нечестивую царицу
Иезавель.
В четвёртой главе четвёртой книги Анналов Тацит высказывает
мнение, идущее вразрез с расхожим представлением о
превосходстве наёмников над солдатами, набранными по
призыву:
добровольно поступающих на военную службу мало, а если бы
таких и оказалось достаточно, они не выдерживают никакого
сравнения с воинами, пришедшими по призыву, ни в доблести,
ни в дисциплине, потому что по собственному желанию вступают
в войска преимущественно бедняки и бродяги
Это мнение напоминает то место в Государстве Платона, в
котором говорится, что хороший правитель никогда не будет
править добровольно (VII, 519de).
В Законах он провёл этот принцип ещё последовательнее и
потребовал палочной дисциплины уже на всех уровнях общества.
мнение, идущее вразрез с расхожим представлением о
превосходстве наёмников над солдатами, набранными по
призыву:
добровольно поступающих на военную службу мало, а если бы
таких и оказалось достаточно, они не выдерживают никакого
сравнения с воинами, пришедшими по призыву, ни в доблести,
ни в дисциплине, потому что по собственному желанию вступают
в войска преимущественно бедняки и бродяги
Это мнение напоминает то место в Государстве Платона, в
котором говорится, что хороший правитель никогда не будет
править добровольно (VII, 519de).
В Законах он провёл этот принцип ещё последовательнее и
потребовал палочной дисциплины уже на всех уровнях общества.