
Записи с темой: деяния римлян (3)
Интересный пример темоподобия представляет собой 176 глава "Деяний римлян". Её
повествовательная часть состоит из двух разрозненных рассказов: первый — о
сиамских близнецах, разветвляющихся от пояса вверх на две груди и головы, второй
— о дереве, корни которого отравила змея, из-за чего оно было лишено плодоносной
силы, пока садовник не полил его ветки териаком.
Благодаря такому совмещению двух отдельных сюжетов текст начинает напоминать
собственную тему, структурно уподобляясь сиамским близнецам.
Это заставляет вспомнить, как Игорь "Гарклав" Малишевский в лекции о "Моби Дике"
сказал, что этот роман сам напоминает кита с его скромным сюжетным скелетом и
обильным жировым слоем бессвязных зарисовок из быта китобойцев. Малишевский на
той лекции честно признался, что не читал других романов Мелвилла, иначе бы
наверняка заметил, что подобной китовой анатомией обладают и другие его романы,
и лишь в "Моби Дике" впервые имя, структура и тема слились в гармонии тотальной
китовости.
Впрочем, и в начале времён сначала появился Левиафан, а потом Адам, давший ему
имя.
повествовательная часть состоит из двух разрозненных рассказов: первый — о
сиамских близнецах, разветвляющихся от пояса вверх на две груди и головы, второй
— о дереве, корни которого отравила змея, из-за чего оно было лишено плодоносной
силы, пока садовник не полил его ветки териаком.
Благодаря такому совмещению двух отдельных сюжетов текст начинает напоминать
собственную тему, структурно уподобляясь сиамским близнецам.
Это заставляет вспомнить, как Игорь "Гарклав" Малишевский в лекции о "Моби Дике"
сказал, что этот роман сам напоминает кита с его скромным сюжетным скелетом и
обильным жировым слоем бессвязных зарисовок из быта китобойцев. Малишевский на
той лекции честно признался, что не читал других романов Мелвилла, иначе бы
наверняка заметил, что подобной китовой анатомией обладают и другие его романы,
и лишь в "Моби Дике" впервые имя, структура и тема слились в гармонии тотальной
китовости.
Впрочем, и в начале времён сначала появился Левиафан, а потом Адам, давший ему
имя.
В 166 главе "Деяний римлян" цитируются два стиха Овидия:
Que dant queve negant, gaudent tamen esse rogate;
Ludunt formose; casta est, quam nemo rogavit.
Эти стихи из разных произведений: первый из "Науки любви" (I.345), второй из "Любовных элегий"
(I.8.43). Однако единство метра и темы, а также завершение на форму глагола "rogo" обеспечивает
бесшовность этого коллажа. Естественно, что переводчики этих двух произведений не позаботились
закончить эти строки формами одного и того же глагола. Но исправить это упущение можно было бы так:
И уступившей, и отказавшей быть любо желанной;
Те, кто пригожи, резвятся; чисты те, кого не желают.
Que dant queve negant, gaudent tamen esse rogate;
Ludunt formose; casta est, quam nemo rogavit.
Эти стихи из разных произведений: первый из "Науки любви" (I.345), второй из "Любовных элегий"
(I.8.43). Однако единство метра и темы, а также завершение на форму глагола "rogo" обеспечивает
бесшовность этого коллажа. Естественно, что переводчики этих двух произведений не позаботились
закончить эти строки формами одного и того же глагола. Но исправить это упущение можно было бы так:
И уступившей, и отказавшей быть любо желанной;
Те, кто пригожи, резвятся; чисты те, кого не желают.
В 166 главе "Деяний римлян" даётся описание и моральное толкование правил средневековой вариации
шахмат.
Одна из решаемых анонимным автором проблем — почему женщина (королева) участвует в сражении. Из этой
проблемы он находчиво выпутывается, ссылаясь на нравы народов, в которых женщины сопровождают мужчин
на войну. В качестве примера такого народа он приводит татар, но и Тацит пишет подобное о германцах
(De moribus et situ Germanorum, 7-8). В связи с тем, что далее королева уподобляется Богородице,
можно также вспомнить кондак "Взбранной воеводе", приписывающий Марии чин предводительницы
ангельского воинства.
Так как в описываемой вариации шахмат королева ещё довольно слабая фигура, которая вдобавок
автоматически рубится, если отходит далеко от короля, то такого объяснения оказывается достаточно.
Перед лицом же современных шахмат, где королева по уровню могущества стала откровенной Action Girl,
его объясняющая сила несколько меркнет, и приходится искать опору в иных культурных артефактах
наподобие фильма "Действуй, Маня!"
шахмат.
Одна из решаемых анонимным автором проблем — почему женщина (королева) участвует в сражении. Из этой
проблемы он находчиво выпутывается, ссылаясь на нравы народов, в которых женщины сопровождают мужчин
на войну. В качестве примера такого народа он приводит татар, но и Тацит пишет подобное о германцах
(De moribus et situ Germanorum, 7-8). В связи с тем, что далее королева уподобляется Богородице,
можно также вспомнить кондак "Взбранной воеводе", приписывающий Марии чин предводительницы
ангельского воинства.
Так как в описываемой вариации шахмат королева ещё довольно слабая фигура, которая вдобавок
автоматически рубится, если отходит далеко от короля, то такого объяснения оказывается достаточно.
Перед лицом же современных шахмат, где королева по уровню могущества стала откровенной Action Girl,
его объясняющая сила несколько меркнет, и приходится искать опору в иных культурных артефактах
наподобие фильма "Действуй, Маня!"